Белавенец отвечает на вопросы родителей

Из книги “Шахматная семья Белавенец”

Известный детский тренер, гроссмейстер, чемпионка мира по заочным шахматам Людмила Сергеевна Белавенец отвечает на вопросы, которые чаще всего задают ученики и их родители.

Первый вопрос, который задают постоянно на протяжении многих десятков лет, звучит примерно так:  «Мой сын запустил учебу, и что мне делать? Я ему пытаюсь запретить шахматы, а он и слышать не хочет!»

Прежде всего, надо понять, что из себя представляет конкретный ребенок, какие у него склонности и особенности характера, легко ли он поддается чужому влиянию. Очень важно также понять, в какой мере тренер и родитель могут наладить взаимодействие, чтобы тренерские советы как минимум, внимательно выслушивались и обдумывались, а не отвергались сходу: «Вам хорошо говорить! Вы думаете только о шахматах, а у меня ребенка завтра из школы выгонят!»

Обычно я предлагаю родителям попытаться найти какой-то компромисс. Запретить ребенку ходить на шахматы — это достаточно жестокий поступок, а, кроме того, вполне вероятно, что ни к чему хорошему подобный запрет не приведет. Вот представьте себе, говорю я родителям, что ваш сын больше не играет в шахматы, а тут же усаживается за математику, пишет сочинение на пятерку, бросается помогать вам по хозяйству!.. Конечно, в этом случае шахматами, наверное, имеет смысл пренебречь. Но вы верите, что всё произойдет именно так?

А если верите с трудом, если подобные фантазии вызывают у вас грустную улыбку, то, может быть, лучше смириться с шахматами, чтобы потом не искать его где-нибудь во дворе в сомнительной компании? Я искренне считаю, что шахматы — не такое уж плохое увлечение. А, используя интерес к шахматам в качестве «морковки», можно попробовать убедить ребенка приложить усилия на то, чтобы выправить дела в школе, если они действительно запущены. Например, ограничить его занятия шахматами до тех пор, пока он не подтянется в школе, пропустить какое-то соревнование, пусть даже в этот момент оно кажется чрезвычайно важным.

Кстати, подобная пауза вполне может оказаться полезной и для шахматного роста.

Для примера приведу фрагмент из воспоминаний  Михаила Моисеевича Ботвинника; в тот период, о котором идет речь, ему было неполных 14 лет: Я, разумеется, с большим нетерпением ожидал начала турнира городов. «Нет, — сказал мне отец, тебе предстоит в школе трудный учебный год. Турниров у тебя в жизни еще будет много». Я с благодарностью вспоминаю решение отца, так как в те годы когда еще нервная система недостаточно окрепла, надо избегать трудных испытаний. Очень редко  юные шахматисты следуют таким советам.
Главная добродетель любого учителя, педагога, тренера и родителя — это терпение. Это то, что надо ставить во главу угла. Поэтому раздражение и негативная реакция на то, что происходит с ребенком, совершенно недопустимы. Родители и тренер обязаны проявлять терпение и сохранять спокойствие не допуская никаких суровых замечаний,  не предпринимая никаких поспешных действий. Я всегда советую родителям любую неприятную ситуацию, по возможности, спустить на тормозах.

Правда ли, что спортивные шахматы — сплошная нepвотрепка, и лучше сократить до минимума участие ребенка в соревнованиях?

Вообще, шахматы — игра довольно жестокая, потому что здесь бывают не только победы но неизбежны и поражения. Кто – то вприпрыжку выбегает из зала и кидается в объятия родных, его все целуют и поздравляют, а кто-то глотает слезы в уголке или мужественно их сдерживает. Это неизбежно. Не надо только преувеличивать, утверждая, что шахматы — это сплошная трепка нервов. По-моему, гораздо больше и острее переживают родители, пока ожидают в холле своих детей, играющих турнирную партию, и в своих честолюбивых мечтах возносятся необычайно высоко: им кажется, что они родители чемпиона – Москвы России, Вселенной…

Не раз приходилось сталкиваться с ситуацией, когда родители ставят вопрос ребром: или —или. Допустим, ребенок еще только третьеразрядник, а за него уже всё решено: или он сегодня выиграет и получит заветный второй разряд, или он уходит из шахмат. Зачем впадать в такие крайности? Огорчения которые случаются за шахматной доской, тоже нужны людям. Жизнь, как известно, не может состоять из сплошных подарков. Каждый день случаются маленькие или большие неудачи, мы сталкиваемся с тем, что можно назвать поражением. В наши дни человек постоянно должен быть готовым к стрессу. Например, приходится сдавать какие-то экзамены либо проходить собеседование в условиях, когда заранее известно, что из семи или десяти кандидатов выберут только одного. Надо нормально отнестись к тому, что в этот раз ты возможно, не попадешь туда, куда тебе так хочется. Нужно преодолеть эту временную неудачу, собраться и сделать всё для того чтобы в следующий раз попасть в заветное число. Да, шахматы приучают к тому,что ты не всегда победитель. По конкурсу прошел не ты, девушка выбрала другого,— тоже нормальная жизненная ситуация, которую нужно пережить достойно. Именно такую прививку против стрессов, как мне кажется, дают шахматы. Возможно, и другие виды спорта учат тому же, но в шахматах при этом не бьют морду, как на ринге, и нельзя сослаться на необъективное судейство, как в фигурном катании. Ни в коем случае нельзя ругать ребенка за поражение, надо терпеливо ему объяснять: да, сегодня ты проиграл, но в этом нет никакой трагедии, гораздо важнее понять, почему это произошло. Может быть, ты недостаточно работал при подготовке, или тебе не хватило собранности за доской, или еще чего-то. А может быть, просто судьба в этот момент повернулась лицом к твоему сопернику, но это не означает, что так будет всегда: вполне возможно, что завтра она улыбнется тебе в полный рот, и ты вообще забудешь об этом поражении! Кстати, чаще всего с детьми бывает именно так: в отличие от некоторых взрослых нормальный ребенок не склонен зацикливаться на неудачах.

 

 

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий